Книга И. Б. Короткиной «Академическое письмо: процесс, продукт и практика» достойна самой высокой похвалы.
Книгу отличает последовательность и логичность повествования. Она организована по принципу "от общего к частному" и состоит из четырех частей.
Академическое письмо – персональный способ создания публичного письменного продукта, такого как исследовательского эссе или научная статья. Книга «Академическое письмо» имеет цель – как пишет Короткина – «научить вас выражать и обосновывать свои идеи посредством краткого, убедительного и удобно организованного текста. Если вы научитесь писать именно так, по при желании сможете опубликовать свой текст в зарубежном научном журнале, поскольку перевести его на английский язык будет делом техники» (стр. 23).
Первая часть «Концепции и модели письма» представляет собой концептуально-теоретическое введение. В ней формулируется принцип: требования, которые предъявляются к академическому тексту определяют процесс его написания (а не наоборот). Также в этой части говорится о трёх важнейших критериях оценки академического текста с точки зрения риторики: фокус, организация, механика. (Последующие части выстраиваются вокруг этих центральных понятий). На сайте доступен фрагмент из книги, посвященный проблеме целостности текста.
Понятие фокус характеризует общую методологию и «исследовательскую оптику». Он включает в себя видение предмета исследования, формулировку проблемы, ваш тезис (т.е. ваш вариант решения проблемы), аргументы и т.д. Понятие организация характеризует связь или стыковку базовых структур текста между собой. Например, введение не должно расходится с заключением, аргументы должны поддерживать и защищать ваш тезис (а не чей-то еще). Понятие механика характеризует вопросы синтаксиса, грамматики и отчасти стилистики, вопросы построения предложения, а также типичные ошибки на этом пути.
Другое достоинство книги – практический характер этого пособия. Книга содержит 98 заданий, выполнение которых позволит развить навыки письменной научной речи. Большое количество полезных примеров и упражнений содержит четвертый раздел «Механика: логические и синтаксические проблемы академического и научного текста».
Могу рекомендовать всем, кто занимается исследовательской деятельностью: студентам, пишущим свое первое эссе, аспирантам, специалистам-исследователя и преподавателям, работающим над очередной научной статьей.
update 2020. Книга на Озоне не доступна. Купить переиздание книги можно в интернет-магазинах:
Юрайт - 740 рублей, ЛитРес -- 579 рублей
Другие материалы блога:
Как сделать текст научной статьи более простым и понятным. 12 советовСмотрите также другие материалы на сайте журнала Высшее образование в России:
• И.Б. Короткина. От лингвистического центра к центру академического письма //
Высшее образование в России. 2013. №8--9. С. 120-124.
СКАЧАТЬ (файл pdf. Размер 134 kb).
• И.Б. Короткина. Академическое письмо: на пути к концептуальному единству // Высшее образование в России. 2013. №3.
СКАЧАТЬ (файл pdf. Размер 203 kb).
СКАЧАТЬ (файл pdf. Размер 134 kb).
• И.Б. Короткина. Академическое письмо: на пути к концептуальному единству // Высшее образование в России. 2013. №3.
СКАЧАТЬ (файл pdf. Размер 203 kb).
Комментариев нет:
Отправить комментарий